Региональная учебная лаборатория финансовой грамотности - Общая
Меню

Буклеты, брошюры, инфографика

 

Рядовому потребителю финансовых услуг бывает сложно разобраться во всех тонкостях российского законодательства, понять, какие права он имеет и какие обязанности должен исполнять.

В помощь всем, кто пользуется кредитной картой, открыл вклад в банке или взял ипотеку, мы, «КАК-проект» и Роспотребнадзор разработали наглядные материалы по ключевым темам, которые касаются потребителя финансовых услуг.

 

Комплекты материалов включают в себя:

  1. Брошюру. Это самый подробный материал;

  2. Буклет. Основная информация по теме тезисно;

  3. Инфографику. Самый наглядный формат, в котором информация даётся в виде изображений и диаграмм;

  4. Информкиоск. Здесь та же информация, что и в инфографике, но помещенная на одной странице, что хорошо подойдет, например, для оформления информационных стендов;

  5. Плакат. Украсит мероприятие, посвященное финансовой грамотности.

 

Темы комплектов:

«Дебетовая карта», «Кредитная карта», «Банковский вклад», «Потребительский кредит», «Ипотека», «Автокредит», «Автострахование», «Платежные услуги», «Добровольные пенсионные накопления», «МФО», «Банкротство», «Коллекторы», «Цифровые финансовые услуги», «Финансовый уполномоченный», «Советы пенсионерам», «Советы родителям».

 

Применение в учебном процессе

Для каждой серии разрабатываются отдельные методические рекомендации по проведению занятий в рамках УМК. Серии могут использоваться в качестве дополнения или иллюстрации к учебному материалу, либо как самостоятельный материал, выполняющий образовательную функцию. Они могут разнообразить урок, помогают избежать монотонности, снять эмоциональную и психологическую нагрузку, привлечь внимание учащихся, заставить их задуматься.

Серии также могут использоваться как самостоятельный образовательный материал, в частности, при домашнем просмотре учащимися совместно с родителями.

Методические рекомендации к сериалу «Сказка о деньгах» (5-7 кл.)

Смотреть сериал

Методические рекомендации к сериалу «Моя семья и другие проблемы» (8-9 кл.)

Смотреть сериал

Методические рекомендации к сериалу ««Любовь. Дружба. Экономика»» (10-11 кл.)

Смотреть сериал

«Любовь. Дружба. Экономика».

Сериал для учащихся 10-11 классов

Герои сериала — бывшие одноклассники и близкие друзья Глеб, Костян и Аня, недавно окончившие школу. Глеб переполнен разнообразными идеями, связанными с бизнесом и обогащением. Он пытается реализовать эти идеи и ухаживать за Аней. Обычно его деловые начинания завершаются закономерным крахом. Костян учится в колледже на автослесаря и подрабатывает в автомастерской, он более серьезный и хозяйственный, чем его друг. Аня успешно учится в экономическом вузе и с удовольствием делится с друзьями полученными знаниями.

Герои сталкиваются с проблемами, решение которых требует знаний в сфере финансовой грамотности. Эти знания друзья приобретают собственным опытом.

В отдельных сериях также появляются: Марат Тимурович — преподаватель экономики в институте, где учится Аня, от него исходит достоверная информация по экономике и финансовой грамотности, а также Марк — начинающий бизнесмен, «мажор», учащийся в магистратуре того же института, и ухаживающий за Аней. Несмотря на видимую успешность, Марк нередко оказывается в таких же непростых ситуациях, как и Глеб с Костяном.

Работа над сериалом завершается. Режиссер сериала — Александр Назаров.

 

«Кредит не подарок». Как Глеб пытался взять деньги в кредит в разных организациях, и что он понял в результате.

 

 

«Как сохранить сбережения». Как Костян получил в подарок деньги и искал лучший способ их сохранить и приумножить.

 

 

«Финансовая пирамида». Как Глеб вложил деньги в «партнерство», и чем все это закончилось для него и для других.

 

 

«Работник и работодатель». Как Глеб взялся искать работу, и что он понял в процессе поиска.

 

 

«Зачем платить налоги». Как Глеб решил заняться бизнесом, не платя налоги, и чему научился на своем опыте.

 

 

«Моя семья и другие проблемы».

Сериал для учащихся 8-9 классов

Герои сериала — двойняшки Маша и Миша (15 лет), их папа, мама и мамин брат дядя Вадим — успешный бизнесмен, являющийся для героев авторитетом в экономических и финансовых вопросах. Маша упряма, энергична, остра на язык, ей важно «быть лучшей». Миша — добрый, немного несобранный, серьезно занимается хоккеем, ему многое легко удается.

Пытаясь самостоятельно разобраться в различных вопросах, связанных с финансовым поведением, ребята оказываются в непростых ситуациях. Разрешение этих ситуаций методом проб и ошибок приводит их к пониманию важных житейских и поведенческих моментов, связанных с финансовой грамотностью. Дядя Вадим помогает героям советами.

Сериал снимается. Режиссер сериала — Александр Назаров.

 

«Страхование». Как папа и Миша попали в неприятную ситуацию с машиной и поняли, зачем нужно страхование.

 

 

Новые серии будут размешаться по мере выхода и утверждения заказчиком.

«Сказка о деньгах».

Сериал для учащихся 5-7 классов

Главные герои сериала — школьник Саша (11 лет), его старшая сестра Полина (13 лет), и их сказочный друг богатырь Иван — герой компьютерной игры по мотивам русских сказок, в которую играют дети. Саша любит компьютеры, он инициативен, но не очень усидчив, в нем присутствует авантюрная жилка. Полина более рассудительна, прилежна, внимательна, но при этом и более эмоциональна.

По желанию детей или собственной надобности Иван появляется из виртуального пространства. Он не слишком хорошо разбирается в реалиях нашего мира, из-за чего попадает сам и ставит своих друзей в забавные положения.

Мама ребят разумно ведет домашнее хозяйство, но иногда совершает ошибки в финансовом поведении. Папа — преподаватель экономики в вузе. Он разъясняет понятия и явления, связанные с финансовой грамотностью, и резюмирует истории.

Съемки сериала завершены. Режиссер сериала — Татьяна Ивашкина.

 

«История возникновения денег». Как дети и их друг богатырь Иван папе еду добывали по старинке — путем обмена.

 

 

«По чуть-чуть». Как дети и богатырь Иван каждый день брали по чуть-чуть из копилки, и что из этого вышло.

 

 

«Живи своим трудом». Как Полина и богатырь Иван узнавали, откуда в доме деньги берутся.

 

 

«Зачем нужно работать». Как друзья клад искали, а сказочный богатырь Иван в нашем мире на работу устроился.

 

 

«Если купюра фальшивая». Как Саша и Полина попали в магазине в сложную ситуацию, и как ее разрешали.

 

 

Новые серии будут размешаться по мере утверждения заказчиком.

Полезные материалы

Полезные видео

(от Роспотребнадзор и портала finoteka.ru)

Полезные видео для лиц пожилого возраста

(от Общероссийского народного фронта в рамках проекта «За права заемщиков», Ассоциации развития финансовой грамотности))

Полезные материалы для людей с инвалидностью

Финансы в кино

(видеоматериалы к Учебно-методическим комплектам (УМК) по финансовой грамотности Консультационной компании ПАКК)

Буклеты, брошюры, инфографика

Материалы Министерства финансов Российской Федерации

Материалы по финансовой грамотности для людей с инвалидностью

Финансы в кино

 

Учимся финансовой грамоте вместе с киногероями

По заказу Министерства финансов РФ в рамках реализации проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» Консультационная компания ПАКК работает над подготовкой вспомогательных видеоматериалов к Учебно-методическим комплектам (УМК) по финансовой грамотности.

Для учащихся 5-11 классов предназначены три учебных игровых сериала, герои которых — ровесники потенциальных зрителей — попадая в различные непростые ситуации, демонстрируют примеры ошибочного и разумного финансового поведения. Каждый сериал состоит из самостоятельных короткометражных художественных фильмов, объединенных героями и базовой темой финансовой грамотности. Все серии сняты по оригинальным сценариям. Для каждой серии разрабатываются методические рекомендации по проведению занятий.

Разработаны также анимированные презентации, охватывающие разнообразные темы из сферы финансовой грамотности. Для школьников младших классов снимаются новые мультипликационные серии с полюбившимися детям персонажами «Смешариков».

 

«Сказка о деньгах». Сериал для учащихся 5-7 классов

«Моя семья и другие проблемы». Сериал для учащихся 8-9 классов

«Любовь. Дружба. Экономика». Сериал для учащихся 10-11 классов

Применение в учебном процессе

 

Разумное потребление: тратим с умом

Разбираемся, какие расходы можно сократить, не превращаясь в болезненного скупердяя.

Чаще всего разумное потребление связывают с экологией и гуманным отношением к окружающей среде: не тратить попусту воду и электричество, не покупать пластиковые пакеты, сортировать мусор. Но разумное потребление — это бережное отношение к любым ресурсам, в том числе и к финансам.

Разумное потребление — один из главных современных трендов. В 2017 году Нобелевскую премию по экономике получил американец Ричард Талер за исследования в области поведенческой экономики. Это наука о том, как люди тратят деньги, что их заставляет копить или отдавать огромные суммы, почему кто-то сильнее, а кто-то слабее реагирует на маркетинговые уловки. Поведенческая экономика помогает людям научиться тратить деньги осознаннее и разумнее.

Центробанки многих стран тоже начали защищать людей от маркетинговых уловок финансовых организаций и лишних трат. Банк России, например, инициирует законы, которые помогут людям тщательнее контролировать свои расходы. К примеру, уже в ближайшее время банки должны будут при каждой операции по кредитной карте сообщать клиенту и оставшийся лимит, и общую сумму долга, чтобы люди следили не только за тем, сколько могут потратить, но и за тем, сколько должны банку. Главное, чтобы экономия была разумной и не превратилась в нездоровую скупость. Итак, на чем экономить не в ущерб качеству жизни?

1. Импульсивные покупки

CBR33-L-01.jpg

Главный враг разумного потребления. Большинство покупок мы совершаем спонтанно: что-то понравилось прямо здесь и сейчас или привлекла цена со скидкой. Если контролировать себя, то можно защититься от таких расходов.

— Используйте опцию «отложить». Выбрать в магазине, потрогать, примерить и отправиться домой или на работу на несколько часов или день. Через какое-то время станет понятно, нужна такая покупка на самом деле или нет.

— Составляйте списки. Это помогает покупать столько, сколько нужно, и, например, не выкидывать потом испортившиеся продукты.

Также экономить можно каждый день по мелочам — допустим, не покупать в магазинах пластиковые пакеты, а носить с собой тряпичную сумку. Или наливать воду с собой в однажды купленную бутылочку и не тратить на это по 30–60 рублей в день.

Существует теория, что человеку не нужно больше 100 вещей. Американец Дэйв Бруно жил год только с 100 личными вещами. Главная идея его методики 100 Things Challenge — не давать себе заводить больше сотни вещей, а остальное продавать, раздавать или выкидывать. Возможно, 100 вещей — излишне жесткое ограничение, суть скорее в том, чтобы пересмотреть свое финансовое поведение и перестать тратить деньги на то, что не нужно, не копить лишнее.

2. Повседневные траты

CBR33-L-03.jpg

В месяц россияне в среднем тратят около 30% своего дохода на еду — в этой области маркетологи и мерчандайзеры особенно преуспели с уловками. Они буквально заставляют посетителей магазинов и сайтов покупать больше. Важно помнить про их уловки, чтобы противостоять им.

— Внимательно читайте ценники. Красные ярлыки возле цен заставляют покупателей думать, что это скидки, хотя это не всегда так. Иногда на ценниках крупными цифрами пишут цену с оптовой скидкой, без учета НДС, а мелкими — реальную розничную стоимость.

— Заглядывайте на нижние и верхние полки. Товар, продажа которого наиболее выгодна для супермаркета, располагается в «золотой зоне» — примерно на уровне груди взрослого человека, на высоте около полутора метров. Здесь этот товар лучше всего виден и его удобно брать. Скорее всего, на других полках вы найдете товар не худшего качества, но по более низкой цене.

— Кладите в корзину только то, что вам нужно. Отделы с молоком, хлебом и мясом в крупных магазинах находятся в разных концах помещения, чтобы покупатели перемещались по залу и попутно брали что-то, что даже не планировали покупать.

— Проверяйте вес или объем продукта. Часто крупы и сахар расфасованы по 900 г вместо 1 кг, шоколад — по 90 г вместо 100 г, растительное масло — по 930 мл вместо 1 л. Более низкая цена не всегда означает экономию. У аналогичного товара цена может быть чуть выше, но зато и масса больше.

— Сравнивайте цены. Дисконтные карты конкретных магазинов с накопительной скидкой, кажется, сулят выгоду. Но, возможно, в супермаркете, где вы получили карту и копите скидочные баллы, товары стоят куда дороже, чем в других магазинах, даже с учетом дисконта.

— Трезво и критично оценивайте маркетинговые акции. Бонусы за покупки, которые затем можно с доплатой обменять на товар, или «каждая восьмая покупка в подарок» — это лишь способ заставить вас в погоне за подарками (порой совершенно бесполезными) покупать больше, чем нужно.

3. Транспорт

CBR33-L-04.jpg

Работающий человек не может отказаться от транспортных расходов — нужно как минимум добираться до работы и обратно. Но в современном мире собственный автомобиль — не всегда самый экономный вариант.

— Для больших городов с пробками и приличными расстояниями разумная альтернатива собственной машине — общественный транспорт. Абонементы и специальные карты охватывают несколько видов транспорта и редко стоят больше 2000 рублей в месяц.

— Если автомобиль вам нужен не каждый день, то вполне вероятно, что такси окажется более выигрышным вариантом. Бензин, обслуживание, налоги, страховка, парковка и мойка машины могут обойтись вам в немалую сумму. В приложениях карт и геосервисов можно сравнить цены разных операторов такси и решить, стоит ли обзаводиться своей машиной.

— Есть еще одна экономичная альтернатива личному автомобилю. Если он нужен лишь изредка, например для выезда за город или поездки в отдаленный магазин, то можно воспользоваться сервисами каршеринга. Они позволяют брать машину на нужное вам время и оставлять ее в удобных местах. Правда, в России такая возможность пока есть только в крупных городах.

Если вы не можете обойтись без своего автомобиля, есть смысл приобрести тот, который отвечает вашему доходу. На автомобиль разумно потратить не больше годового заработка, а лучше меньше. Сумма в 6–12 зарплат при грамотном накоплении позволит не брать больших кредитов и быстро восстановить бюджет после крупной траты.

4. Жилье

CBR33-L-02.jpg

Арендовать квартиру, особенно в крупных городах, может быть выгоднее, чем брать ипотеку. Например, семья снимает жилье в центре Петербурга за 30 тысяч рублей: удобное расположение, рядом школа и детский сад, родители ходят на работу пешком. Подобная квартира стоит в том же районе минимум 6 млн рублей, и она, скорее всего, будет хуже их съемной. Если семья возьмет ипотеку на 25 лет, то платеж составит около 50 тысяч в месяц. А еще нужно где-то взять первоначальный взнос — миллион.

Допустим, они продолжат снимать ту же квартиру за 30 тысяч, а 20 тысяч (разницу между арендой и ипотекой в месяц) будут откладывать на депозит с капитализацией процента или использовать другие финансовые инструменты. Тогда через 25 лет, даже с учетом инфляции и роста цен на жилье, размер депозита превысит стоимость их квартиры. Конечно, этот умозрительный сценарий не предусматривает многих неожиданных вещей — например, если цены на недвижимость взлетят, то квартира будет лучшей инвестицией. Или наоборот.

Если банк не одобрит нашим героям ипотеку на такую сумму, они могут купить квартиру в Ленинградской области за 4 млн рублей — тогда платеж получится как раз около 30 тысяч в месяц. Но сильно возрастут расходы на проезд, придется менять школу и детский сад, возможно, понадобится автомобиль. Время, которое раньше можно было проводить с семьей, придется проводить в пробках. Все это сказывается на качестве жизни. И есть над чем подумать, делая выбор между арендой и покупкой.

Впрочем, для многих людей квартира в собственности — это не просто стены, это психологический комфорт, уверенность, что у тебя есть дом и будет что завещать детям. Регистрация по месту жительства дает дополнительные возможности. Плюс некая фиксация трат на квартиру на 25 лет вперед, ведь платежи по ипотеке измениться не могут (если, конечно, вы не выбрали дифференцированные платежи — подробнее читайте об этом в тексте «Ипотечный кредит»). К тому же люди иногда готовы переплачивать за гарантию стабильности, даже в ущерб комфорту.

Для других важнее мобильность, доступность инфраструктуры, и не важно, что квартира принадлежит не им, — важно, чтобы в ней было комфортно жить. К тому же в случае финансовых проблем с арендованной квартиры можно просто съехать, а с ипотечной все гораздо сложнее, ее можно даже потерять.

5. Кредиты

CBR33-L-05.jpg

Кредит — удобный и популярный финансовый инструмент. За последние три года число россиян, которые брали кредит, выросло с 58 до 67%, но использовать эту возможность нужно осмотрительно и не брать на себя невыполнимых обязательств. Особенно если кредит нужен для покупки последней модели дорогого телефона или других предметов далеко не первой необходимости, когда денег на гречку с трудом хватает. Помните, что уровень кредитной нагрузки на человека не должен превышать 30% от ежемесячного дохода. Иначе есть риск не справиться с выплатами и попасть в долговую яму. Взвешенный подход к кредитам — еще один важный маркер разумного потребления.

 


Источник: https://fincult.info/

Можно ли получить целевую ссуду на выплату заработной платы сотрудникам?

Еще 150 млрд рублей предоставляется банкам Центральным банком Российской Федерации по ставке 4% годовых сроком на 1 год в соответствии с правительственной программой, направленной на сохранение занятости в пострадавших отраслях. В рамках такой программы кредит можно получить в уполномоченных банках по ставке 0% годовых на срок до 6 месяцев.

Дополнительные меры по поддержке кредитования малых и средних предприятий

 

Банк России с учетом развития текущей экономической ситуации и необходимости дополнительной поддержки наиболее уязвимых отраслей экономики и граждан в условиях пандемии, а также в рамках разработки совместных мер с Правительством Российской Федерации по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), направленных на обеспечение ими выплат заработных плат, принял решение уточнить параметры нового механизма Банка России по поддержке кредитования субъектов МСП с установленным совокупным лимитом в размере 500 млрд рублей.

В рамках указанного совокупного лимита будет направлено до 150 млрд рублей на поддержку кредитования банками субъектов МСП с целью бесперебойного выполнения ими обязательств по заработной плате перед сотрудниками. Кредиты Банка России на эти цели будут так же предоставляться кредитным организациям по ставке 4,00 % годовых и на срок 1 год, при этом максимальный объем предоставления средств для каждой кредитной организации будет рассчитываться из объема портфеля кредитов, предоставленных ею субъектам МСП на обеспечение расчетов по заработной плате в соответствии с одобренной Правительством Российской Федерации программой. Ставка по кредитам, предоставляемым банками субъектам МСП в рамках указанной правительственной программы в течение первых шести месяцев не должна превышать установленного программой уровня. Дополнительных ограничений и требований по объему портфеля для кредитной организации при предоставлении кредитов Банка России в рамках указанных 150 млрд рублей не предусмотрено.

При этом по предоставляемым кредитам в рамках оставшейся части общего лимита в 500 млрд рублей скорректирован порядок расчета максимального объема предоставления средств для каждой кредитной организации: теперь этот объем будет рассчитываться как разница между объемом рублевого кредитного портфеля банка субъектам МСП на первое число текущего месяца (за вычетом задолженности по предоставленным кредитам на обеспечение расчетов по заработной плате) и объемом этого портфеля на 1 апреля 2020 года, уменьшенного на 5% (ранее в качестве базы предполагался размер портфеля на 1 марта 2020 года).

Кроме того, снижение рублевого кредитного портфеля субъектам МСП (включая задолженность по предоставленным кредитам на обеспечение расчетов по заработной плате) на первое число текущего месяца ниже 95% объема соответствующего портфеля на 1 апреля 2020 года теперь не будет основанием для предъявления Банком России требования досрочно погасить привлеченные банком средства по данному механизму. При этом в случае снижения текущего объема портфеля ниже 95% от объема портфеля на 1 апреля 2020 года процентная ставка по уже предоставленным банку кредитам (за исключением кредитов на цели поддержки выплат субъектами МСП заработных плат в рамках правительственной программы) будет повышена до 5,00% годовых, а при снижении ниже 85% — до уровня ключевой ставки, увеличенной на 1 процентный пункт.

Кредиты в рамках нового механизма поддержки кредитования субъектов МСП, в том числе для обеспечения ими расчетов по заработной плате, будут представляться кредитным организациям с высоким кредитным рейтингом1 без обеспечения, а кредитным организациям, не имеющим такого рейтинга, — при наличии поручительства АО «Корпорация «МСП».

1 Кредитные организации, которым присвоен хотя бы один кредитный рейтинг не ниже «АА(RU)» по классификации рейтингового агентства АКРА (АО) или «ruАА» по классификации рейтингового агентства АО «Эксперт РА».

Пресс-служба Банка России

Какие компании малого и среднего бизнеса имеют право на льготный период по кредитам и займам?