35% россиян в зоне риска: измерение уровня цифровой финансовой грамотности
Тимур Аймалетдинов, заместитель генерального директора Аналитического центра НАФИ: «Рынок финансовых услуг, пожалуй, быстрее любых других рынков адаптирует передовые цифровые технологии для использования конечным потребителем. На фоне активного предложения таких современных инструментов управления финансами обычному человеку требуется обладать не только высоким уровнем финансовой, но еще и цифровой грамотности.
Сегодня мы все являемся свидетелями массированных и изощренных атак финансовых мошенников. Прицел используемых ими социальных технологий как раз направлен на пробелы цифровой грамотности человека: мошенники создают фишинговые сайты, похожие на инвестиционные компании цифровые финансовые пирамиды, просят сообщать CVC-коды карт, коды из sms, устанавливают программы удаленного управления компьютером. Противостоять этому нужно не только широко освещая такие мошеннические схемы, но и повышая цифровую грамотность людей. Схемы мошенничества будут постоянно видоизменяться – важно научить понимать и распознавать принципы и технологии, лежащие в основе этих схем».
Треть россиян имеют низкий уровень цифровой финансовой грамотности: они не используют цифровые технологии управления финансами и дистанционные банковские сервисы, предпочитают расплачиваться наличными. В условиях цифровизации эти люди становятся особенно уязвимыми для мошенников. Кроме того, под угрозой оказывается их финансовое благополучие – возможности делать сбережения, планировать бюджет, вовремя оплачивать счета и разумно подходить к выбору финансовых продуктов. Об этом свидетельствуют результаты исследования Аналитического центра НАФИ*.
НАФИ проводит отдельные исследования по измерению уровней финансовой грамотности и цифровой грамотности уже несколько лет. Финансовая грамотность не означает грамотность цифровую; и наоборот, человек с высоким уровнем цифровой грамотности не становится по умолчанию грамотным в финансовой сфере. Цель исследования цифровой финансовой грамотности – узнать, насколько активно и уверенно люди используют цифровые технологии в повседневной финансовой практике.
Сегодня финансовые организации активно предлагают клиентам большой выбор цифровых сервисов. 6% россиян используют цифровые сервисы при составлении и ведении личного и семейного бюджета и для планирования расходов. 30% отдают предпочтение цифровым каналам для оплаты товаров и услуг, а 65% пользуются цифровым банкингом, причем эта доля ежегодно растет (в 2019 году цифровым банкингом пользовались 56% россиян**). Несмотря на то, что 78% россиян знают, что такое QR-код, использовать его для совершения платежей готов только каждый четвертый***.
Для того, чтобы комплексно измерить и в дальнейшем осуществлять мониторинг цифровой финансовой грамотности Аналитическим центром НАФИ был рассчитан Индекс цифровой финансовой грамотности (Индекс ЦФГ)****.
По состоянию на ноябрь 2020 года Индекс цифровой финансовой грамотности россиян составил 26,69 балла из 100 возможных. Почти половина россиян (44%) имеют средний уровень цифровой финансовой грамотности. У каждого третьего уровень цифровой финансовой грамотности низкий (35%). Чаще к этой группе относятся жители сел, те, кто не пользуется банковскими продуктами, люди с плохим материальным положением, а также пожилые. Каждый пятый имеет высокий уровень цифровой финансовой грамотности (21%). Чаще всего это молодежь, пользователи банковских продуктов, люди с высоким достатком, жители средних и крупных российских городов.
*Всероссийский репрезентативный опрос (f2f) населения по выборке из 67 000 чел. Опрошены взрослые (старше 18 лет) жители всех типов населенных пунктов во всех субъектах РФ. Статистическая погрешность не превышает 0,38%.
** Пресс-релиз «Более половины россиян пользуются цифровым банкингом» https://nafi.ru/analytics/bolee-poloviny-rossiyan-polzuyutsya-tsifrovym-bankingom/
*** Пресс-релиз «Большинство россиян готовы оплачивать покупки по QR-кодам» https://nafi.ru/analytics/bolshinstvo-rossiyan-gotovy-oplachivat-pokupki-po-qr-kodam/
**** При расчете индекса учитывались значения традиционной финансовой грамотности по методологии ОЭСР (отражает способность человека к разумному управлению личными финансами) и цифровой грамотности. Также принималось во внимание использование ряда информационных технологий в повседневной финансовой практике, например, при составлении личного и семейного бюджета, при планировании расходов; при оплате товаров и услуг (предпочтение безналичной оплаты); при взаимодействии с банком (использование интернет-банкинга и мобильного банка).