Меню

Информация ЦБ РФ

1095
04.12.2019

Звонят «из банка»? Не доверять, а проверять!

От действий мошенников страдают и куряне. Хитрость и изобретательность злоумышленников не дает времени сообразить, что происходит, и люди расстаются с деньгами, сами того не подозревая. Многие знают, что отвечать на звонки с незнакомых телефонных номеров и смс нельзя. Но как быть, если человек видит на экране телефона реальный номер горячей линии банка, общается с представителем колл-центра и… лишается денег? Разбираемся, как такое возможно и как обезопасить себя, вместе с управляющим курским отделением Банка России Евгением Овсянниковым.

— Евгений Викторович, в последнее время мошенники звонят с номеров горячих линий банков, представляются сотрудниками и пытаются узнать у курян информацию. Те, кто добросовестно отвечает им, лишаются денег. Как вообще мошенники это делают?

К сожалению, сейчас появились такие технологии, когда мошенники, используя специальное программное обеспечение, маскируют свой номер под официальный номер банка.

«Лжебанкиры» хорошо подготовлены – они обращаются к собеседнику по имени и отчеству, часто знают фамилию, а иногда даже номер и срок действия карты.

Откуда они берут эту информацию? Им кто-то ее сообщает?

По анализу данных, которые чаще всего называют мошенники в разговоре с жертвой можно сделать вывод, что сведения они зачастую находят в открытых источниках. В том числе – в социальных сетях, а также с помощью фишинга в Интернете. Их расчет прост: человек не должен сомневаться и сам доверит звонящему максимум нужной информации. Мошенники – хорошие психологи, они знают, как создать ощущение реальности происходящего.

Можно выделись какие-то приемы, которыми пользуются преступники? Может быть, они помогут курянам быть более внимательными…

Начнем с того, что обычно такие звонки раздаются поздно вечером, ночью или ранним утром в выходные. Чаще всего в это время человек спит или находится в рассредоточенном состоянии и не может быстро сориентироваться. И тут якобы сотрудник банка сообщает о подозрительной операции и просит клиента немедленно предпринять определенные действия. При этом злоумышленники владеют профессиональной терминологией, говорят быстро, уверенно и иногда используют фоновые звуки, чтобы создать иллюзию работы колл-центра. Они пугают клиента тем, что по карте совершаются подозрительные операции, требуют срочно сообщить одноразовый пароль из СМС-сообщения и другие секретные данные, чтобы остановить списание средств. А если человек отказывается их назвать, начинает размышлять – мошенники нагнетают обстановку, пугать непоправимыми последствиями. Сложно в такой ситуации не потерять бдительность… А как только преступники узнают нужную информацию, для них открывается доступ к деньгам жертвы.

Схема понятна. Как действовать человеку, чтобы не лишиться денег и не выдать преступникам конфиденциальной информации??

Для начала при подобном звонке обязательно проверьте, действительно ли это сотрудник банка: спросите его имя и фамилию, название подразделения и ответьте, что перезвоните позже. Сразу же прекратите звонок и положите трубку! После этого позвоните по официальному номеру банка и попросите соединить с сотрудником, который вам звонил.

Чтобы вновь не попасть на линию к мошенникам, номер горячей линии банка наберите вручную. Он находится на обратной стороне банковской карты или на официальном сайте банка.

Никогда не перезванивайте и не отправляйте СМС на незнакомые номера! Даже если вы уверены, что сообщение прислал банк, не переходите по содержащимся в нем ссылкам. Во всех ситуациях, так или иначе затрагивающих вопросы безопасности ваших денег, лучше звонить в банк по официальному номеру и задавать вопросы.

Обязательно успокойтесь: не паникуйте и не спешите, даже если вам сообщают, что обнаружена подозрительная операция и деньги вот-вот спишут. По закону при обнаружении подозрительной транзакции банк сразу же останавливает ее на срок до двух суток – за это время вы подтверждаете или отменяете операцию. На решение вам дадут не пару минут, а 48 часов, чтобы можно было разобраться, что происходит и самому связаться с банком. Если же вы ничего не сделаете, то операция пройдет только через двое суток, когда банк автоматически снимет блокировку.

Никогда, никому и ни при каких условиях не сообщайте личные данные, реквизиты карты и секретную информацию: ПИН-код, CVC/CVV-код на обратной стороне карты и особенно коды из СМС. А «кодовое слово» можно называть только в том случае, если вы сами звоните на горячую линию банка. Если клиент сообщает преступникам секретную информацию сам, украденные деньги банк вернуть не сможет.

Если подводить итог всему сказанному выше, то правила таковы: при подозрительных смс и звонках не паникуйте, прекращайте общение, набирайте вручную номер горячей линии банка и выясняйте, что происходит. Даже если такая бдительность кажется вам чрезмерной – поверьте: лучше перестраховаться!

 

Отделение Курск ГУ Банка России

по Центральному федеральному округу