Меню

2318
30.08.2021

Методические материалы учебного курса по финансовой грамотности для воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов

Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

От выпускников образовательных учреждений ожидается успешное и достаточно быстрое вхождение в социум, что предполагает принятие ими ценностей и культуры общества, требует способности принимать правомерные решения по обеспечению своей жизнедеятельности, прогнозировать возможные последствия своих действий, а также готовности и умения реализовывать принятые решения.

Ожидается, что, вступая в экономические отношения, молодой человек должен быть носителем экономической культуры. Основами этой культуры являются экономическое сознание и ответственное экономическое поведение. Степень приобщённости к экономическим знаниям, способам осуществления экономических отношений, нормам и этике, им сопутствующим, свидетельствует о степени социализированности и собственном уровне овладения индивидом экономическим культурным содержанием и его формами.

Однако часть выпускников оказывается не вполне готовой к самостоятельному жизнеустройству как в бытовом, так и в социально-экономическом аспекте. В значительной мере это относится к выпускникам-сиротам, воспитывавшимся в специализированных учреждениях: детских домах, интернатах, социальных центрах и т. д. Эта категория молодых людей обладает в целом низкой социальной компетентностью.

Данная учебная программа рассчитана на детей, обучающихся в детских домах, что требует учёта ряда важных особенностей при преподавании данного курса.

Предлагаемый курс повышения финансовой грамотности для воспитанников детских домов предполагает формирование у воспитанников понятий: откуда берутся деньги; что такое финансовое благополучие человека; как заработать деньги и что необходимо сделать для этого; как правильно планировать расходы и что такое личное финансовое планирование; как организовать бюджет будущей семьи.

В рамках курса рассматриваются такие темы, как коммерческие банки, инвестиционные фонды, рынок ценных бумаг, пенсионные фонды и пр. Воспитанники должны научиться основам взаимодействия с банками, пенсионными фондами, овладеть навыками ведения личного бюджета и бюджета будущей семьи, формирования накоплений, получения кредитов и пр.

Перечень предлагаемых к изучению тем является набором базовых финансовых знаний для успешного молодого человека в современном обществе.

Финансовая грамотность: учебная программа. Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В программе указаны цели и задачи курса, планируемые образовательные результаты и система их оценивания, описаны формы и методы организации образовательного процесса, а также дан перечень учебно-методических ресурсов.

Учебная программа (PDF, 1.97 Мб) 

 

Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.Пособие призвано помочь учителям в планировании и проведении занятий. В нём описана общая методика организации учебного процесса и предложены критерии оценки учебных достижений воспитанников и учащихся. По каждому модулю даны примеры заданий (с ответами): мини-задачи, кейсы, тесты, темы для написания эссе.

Методические рекомендации для учителя (PDF, 2.89 Мб) 

Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.


Рабочая тетрадь представляет собой сборник дополнительных упражнений и заданий ко всем модулям материалов для воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая задания для текущего, промежуточного и итогового контроля по изучаемому курсу.

Рабочая тетрадь (PDF, 2.75 Мб) 


Финансовая грамотность: дидактические материалы. Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.Представленные материалы содержат информационно-просветительскую составляющую, направленную на систематизацию знаний и формирование умений обучающихся в сфере финансовой грамотности, повышение мотивации детей в обсуждении вопросов формирования и расходования будущего бюджета. В материалы включены сведения о принципах работы современных финансовых институтов, характеристиках финансовых продуктов и инструментов, словари терминов по каждому модулю курса.

Дидактические материалы (PDF, 3.29 Мб) 

Финансовая грамотность: материалы для воспитанников организаций (учреждений) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

У воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в силу сложившихся обстоятельств отсутствуют знания основ финансовой экономики в целом и экономики семьи в частности. Предлагаемый курс призван восполнить этот пробел. Эти мате риалы позволят им узнать, что составляет финансовое благополучие человека, откуда берутся деньги, как их заработать и рационально потратить; овладеть навыками ведения личного бюджета и бюджета будущей семьи, формирования накоплений, получения кредитов; научиться основам взаимодействия с финансовыми организациями: банками, пенсионными фондами и др.

Материалы для воспитанников (PDF, 27.89 Мб) 

Финансовая грамотность: материалы для воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Советы на каждый день.

В пособии содержится материал для выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по финансовой организации их будущей повседневной жизни. В доступной форме изложены правила разумного обращения с деньгами: формирования личного (семейного) бюджета, простого похода в магазин, оплаты коммунальных услуг, пользования банковскими финансовыми продуктами и др. Особое внимание уделено вопросам оформления на работу, правильному оформлению кредитов и защите от финансового мошенничества.

Советы на каждый день (PDF, 23.86 Мб)